В последних моделях ВАГа прослеживается интересная тенденция, роботизированная коробка передач уступает место традиционной КПП автомат (гидромеханической). Значит ли это, что ВАГовцы разочаровались в своем любимом детище или пошли на поводу потребителей, многие из которых скептически смотрят на “роботы”, сказать сложно.
Как бы то ни было, Шкода Октавия 4-го поколения комплектуется (среди прочих) 2 типами гидрокоробок:
- автоматическая 6-ступенчатая AQ160 с двигателем 1.6 MPI EA211 (CWVA)/110 л. с.;
- автоматическая 8-ступенчатая AQ250 с двигателем 1,4 TSI EA211 (CZDA)/150 л. с.
Краткий обзор моделей КПП автомат на Октавии А8
AQ160
Это второе поколение коробок серии 09G, созданных специалистами японской фирмы Айсин по заказу и при участии концерна Фольксваген в начале 2000-х годов.
Технические характеристики
- Изготовитель – AISIN AW CO., LTD. (Япония);
- Тип коробки передач – Гидромеханическая, 6ступенчатая, с электрогидравлическими приво
дами устройств переключения и регулируемой по проскальзыванию муфтой блокировки гидротрансформатора, для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением силового агрегата; - Система управления – Расположенный в масляной ванне модуль гидрораспределителей с
внешним электронным блоком управления; - Макс. крутящий момент на входе – До 450 Н·м в зависимости от исполнения;
- Передаточное число промежуточной передачи – Отношение чисел зубьев 52/49 = 1,061;
- Передаточное число главной передачи – Отношение чисел зубьев 61/15 = 4,067;
- Спецификация рабочей жидкости ATF – G 052 025 A2;
- Емкость – 7,0 л (при первой заливке), на весь срок службы коробки передач*;
- Масса – 82,5 кг;
- Длина – 350 мм;
- Диапазон механического преобразования – 6,05.
*- Примечание: регламентом ТО Шкода Октавия предусмотрен контроль состояния и при необходимости замена масла в АКПП каждые 60 000 пробега.
На практике рекомендуют менять масло вместе с фильтром коробки. Причина: после модернизации устанавливается весьма эффективный фильтр, он будет поддерживать чистоту масла “до последнего”, но потом процесс пойдет лавинообразно. Также стоит обратить внимание на наличие бронзовой стружки, её наличие свидетельствует о износе втулок в планетарных рядах.
Надежность автомата и типичные недостатки
В целом АКПП Айсин довольно надежны, однако и у них есть группа характерных дефектов:
- Гидроблок (60 000 км пробега). Дефект затрудняет переключение передач, при этом на прогретой коробке возникают толчки и удары при переходе с одной скорости на другую. Но “на холодную” коробка работает нормально. Это характерный симптом, позволяющий точно диагностировать неисправность.
- Планетарные ряды (150 000 пробега). Механический износ ряда деталей может привести к саморазборке и разрушению КПП.
- Отказ масляного насоса. Относительно редкий дефект, как правило, является следствием игнорирования смены масла и/или активного вождения.
Однако существуют и примеры сравнительной долговечности таких коробок. В одном случае разборка показала минимальный износ механической части, доли миллиметра, после 225 000 км пробега. Примечательно, что ремонт АКПП производился самостоятельно, в условиях гаража!
AQ250
В свое время она стала первой в мире 8-ступенчатой гидроавтоматической коробкой. Разрабатывалась в том же корпусе, что и AQ160, для минимизации переработки агрегатной части при конструировании, путем “уплотнения”, то есть вставки дополнительного планетарного блока шестерен.
Трансмиссия | Гидромеханическая |
Коробка передач (марка, тип) | FA89S001, автоматическая, с возможностью ручного управления |
число передач и передаточные числа | вперед – 8, назад – 1 |
I | 5.070 |
II | 2.972 |
III | 1.950 |
IV | 1.470 |
V | 1.231 |
VI | 1.000 |
VII | 0.808 |
VIII | 0.672 |
З.Х. | 4.003 |
Главная передача (тип) | цилиндрическая, косозубая |
– передаточное число | 3.867 |
Официально это не признается, но в ряде источников рекомендуется проводить частичную замену масла каждые 20 000 км пробега. Причина: увеличение удельных нагрузок и связанная с этим более быстрая деградация масла.
В связи со сравнительно небольшими пробегами автомобилей с этими коробками передач подробных статистических данных о типичных отказах пока нет, а те, что есть, идентичны коробке AQ160.
Расход топлива
В случае с Октавией АКПП будут агрегатироваться с разными двигателями и корректно сравнить расход не получится. Данные по Октавии с АКПП-8 приведены здесь.
На форумах североамериканского континента, где эксплуатируются автомобили, различающиеся только коробками, отмечается, что 8-ступенчатая экономичнее в условиях города на 5-15%.
А конкретно новая Октавия стала одной из немногих машин, где гидроавтомат экономичнее ручной коробки. По видимому, это и была основная цель создания 8-ступенчатой АКПП.
Разгон (динамика)
Но за все приходится платить. 8-ступенчатая коробка, как это ни странно, отстает от 6-ступенчатой в сопоставимых условиях на 0,1 сек. при разгоне до 100 км/ч. Причина: на переключение большего количества передач тоже уходит время.
Аварийная разблокировка рычага АКПП
С насыщением автомобилей современной электроникой и увязке различных функций в электросети все чаще возникают ситуации, когда электроника самостоятельно запрещает движение, в том числе и путем блокирования рычага АКПП в положении парковки.
Давным-давно был случай, когда АКПП заблокировалась из-за падения уровня тормозной жидкости и водителю пришлось заливать в систему гидропривода тормозов что под руку подвернулось, чтобы вывести остановившийся автомобиль с участка оживленного движения.
В наши дни для решения подобных проблем предусмотрена система аварийной разблокировки АКПП.
Применительно к Шкоде Октавии с гидромеханической коробкой необходимо:
- Снять панель селектора АКПП (обозначена зеленым на левом рисунке), потянув вверх сначала переднюю (по ходу авто) часть, затем заднюю.
- Справа от селектора будет желтый штифт, его необходимо утопить вниз (правый рисунок). При необходимости использовать отвертку.
- Удерживая штифт в утопленном положении, перевести селектор АКПП в необходимую позицию.При возврате селектора в положение парковки АКПП заблокируется снова!
Разумеется, причины блокировки придется выяснить и устранить при первой возможности. Существуют и другие способы разблокировки, некоторые наглядно показаны на видео.
Итоги и выводы
Хотя коробки и японские, но как и техника ВАГ, требуют бережной эксплуатации, своевременного ТО и качественных расходных материалов. Тогда и они отплатят долгими годами надежной службы.