Дефицит электронных микросхем продолжает “расширяться и углубляться”. Если ранее речь шла только о относительно кратковременной остановке автопроизводств, причем прогнозы обещали стабилизацию ситуации уже к концу года, то сейчас аналитики JP Morgan говорят о как минимум полутора годах на закрытие только текущих потребностей, без учета возможного роста спроса.
Причины и следствия
Одной из причин ухудшения ситуации стали попытки “ручного регулирования” экономики во взаимоотношениях США и Китая, на которые полупроводниковая отрасль, завязанная на массу предприятий в азиатско-тихоокеанском регионе, отреагировала крайне нервозно.
Сложившиеся ранее процессы разделения технологических операций по предприятиям в разных концах мира ради снижения издержек привели к зависимости всей цепочки от любого “слабого звена”. Недавние санкции США против китайской корпорации Хуавей вынудили отрасль менять массу логистических решений, подстраиваясь под политические коллизии.
Коронавирусный кризис и вовсе отправил микроэлектронику в нокдаун. С одной стороны, автомобильные микросхемы оказались невостребованы из-за остановки конвейеров автосборочных заводов, с другой, отправка масс людей на удаленную работу резко повысило спрос на бытовую электронику (телефоны, ноутбуки, роутеры и пр.)
Отрасль лихорадочно перестроилась под новые потребности и теперь хочет окупить понесенные затраты, а не перестраиваться еще раз, благо вливание в экономику коронавирусных компенсаций поддерживает высокий спрос в новом сегменте. А быстрое восстановления спроса на новые автомобили не прогнозировал никто, и закрывать потребность в автоэлектронике оказалось некому.
Громкие заявления администрации США о восстановлении замкнутого цикла собственного производства микросхем дали обратный эффект, азиатские производители сосредоточились на уже подписанных контрактах и не спешат возвращаться в старые сегменты рынка.
Между тем, восстановление своего производства даже для США – задача не на один год, а учитывая, что продукция будет все равно дороже азиатской, американский бизнес не особо и рвется её выполнять. “Суверенизация” оказывается нерентабельной.
Но и прежняя схема (США разрабатывает, Азия производит) получила ряд ударов. Зимой техасские мощности Intel пришлось останавливать из-за аномальных морозов, а тайваньским заводам корпорации TSMC угрожает сильнейшая за 56 лет засуха на острове.
Итоги и выводы
Учитывая непредсказуемость политического фактора, вышеупомянутый прогноз о 1,5 годах для стабилизации ситуации выглядит весьма оптимистическим. Ряд аналитиков и футурологов склонны считать коронавирусный и производные от него кризисы предвестниками “идеального шторма”, вызванного логическим тупиком развития капитализма (для традиционного перехода на новый технологический уровень требуется емкость рынка, превышающая платежеспособный спрос всего земного шара).
Но представляется реалистичнее более прозаическое объяснение, финансовые субвенции в развитых странах на фоне приостановок различных производств вызвали дисбаланс спроса и предложения, и так расстроенного локдаунами. В этом случае, выводя за скобки фактор политики, ситуация рано или поздно стабилизируется, но уже на новом ценовом уровне.
Практический вывод из вышеизложенного прост: подорожание автомобилей не только неизбежно, но будет не единственным, подорожает практически все, иначе говоря, подешевеют деньги. А применительно к России и другим странам СНГ со слабыми национальными валютами, удар будет двойной: и от подорожания в долларах, и от удешевления местной валюты относительно мировых.