В наше время самостоятельный ремонт шин скорее исключение, обычно в случае аварийной ситуации, пробитого колеса при отсутствующем или поврежденном запасном и т. д. Причины тому просты: без специального оборудования ряд операций, например, демонтаж покрышки с диска, весьма трудоемок, а другие, типа балансировки и вовсе невозможны.
Казалось бы, шиномонтажникам на отсутствие клиентов (и, как следствие, заработка) грех жаловаться, но денег много не бывает, и отдельные недобросовестные пункты шиномонтажа практикуют всевозможные методы развода клиентов на деньги.
Практически все основные методы основаны на сокрытии от клиентов информации о порядке выполнения работ и прейскуранте на них. Например, сначала заказчику озвучивают цену за ремонт прокола, а в итоговом чеке, помимо ремонта прокола, оказывается снятие-установка колес, их мойка, перебалансировка и т. д.
Плата за снятие-установку колес с автомобиля
Надо понимать, что на мелких и средних шиномонтажах отдельная плата за эту операцию скорее норма, чем исключение. Другое дело, что более-менее честный сервис сам сразу предупредит об этом. Нечестный заявит дополнительную оплату в конце работы, а особо наглый попытается содрать деньги за снятие-установку, даже если вы лично вынули пробитое колесо из багажника и принесли его к станку.
Еще момент: если снимается 2 колеса, на шиномонтажах частенько норовят подставить домкрат под середину авто и поднять сразу сторону. Их понять можно, так проще и быстрее. Одна беда, кузов современного автомобиля на это не рассчитан, производитель предусмотрел специальные гнезда под домкраты, а подъем за середину может помять порог, а то и кузов перекосить.
Прокатка дисков
В ряде случаев эта операция оправдана: кривой диск не отбалансируешь, а с бескамерной покрышкой он будет постоянно травить воздух. Если машина попадала в ямы и на ободах явно видны вмятины, прокатка нужна.
Другой вариант, “восьмерка” или поведенный диск. В таком случае честный шиномонтажник просто оденет голый диск на балансировочный станок и раскрутит его. Необходимость прокатки будет наглядно видна даже неспециалисту.
Но если диск в хорошем состоянии, тем более, новый, эта операция ни к чему и будет банальным разводом далекого от авто клиента на деньги. Вершина наглости – “прокатка” легкосплавных дисков (как правило, они не гнутся, а разрушаются, и попытка прокатки на обычном станке закончится поломанным диском).
Оплата за балансировочные грузики
Обычно берут плату за отбалансированное колесо, сколько при этом понадобилось мастеру грузиков – его проблемы. Но отдельные “специалисты” выставляют отдельный счет “за материалы”, с таким подходом колесо рискует быть увешано гирляндой грузиков.
Как вариант, применяется посадка грузиков на клей, мотивируя это современностью подхода. На самом деле разница чисто эстетическая и заказывать такую услугу или нет, решать самому клиенту.
В эту же категорию можно отнести присваивание балансировочных грузиков при разборке колеса, обычно их ставят следующему клиенту за отдельную плату, как новые, но уникумы иногда и с хозяина грузиков пытаются “стрясти бабла”.
Лишняя работа
Для бескамерных шин это типичный развод. Обычный прокол бескамерки почти всегда можно отремонтировать жгутом, порой даже не снимая колеса с автомобиля. Но ремонтировать колесо на машине многим шиномонтажникам неудобно, а дальше по цепочке:
- снятие колеса с машины;
- разборка колеса (при этом снимаются балансировочные грузы);
- ремонт самого прокола;
- сборка колеса;
- балансировка (грузики-то сняли!)
Правда, бывает вариант, когда перед разборкой размечают взаимное положение диска, шины и грузов. Тогда остается надеяться, что при сборке не промахнутся.
- установка колеса на авто.
Надо сказать, сами шиномонтажники зачастую не гарантируют качество при ремонте прокола прямо на авто, мол, и видно плохо, и подлезть неудобно. Тут уж самому водителю придется решать, соглашаться на условия или поискать другой сервис.
“Обязательные” дополнительные услуги
- Замена вентилей. Аргументация простая: нам проще поменять сразу, чем потом разбираться с вашими претензиями по поводу спускания недавно отремонтированного колеса. Логика в этом есть, и часть водителей соглашаются с таким подходом. Если же вентиля новые и к ним нет претензий, стоит предупредить об этом шиномонтаж заранее.
- Мойка колес. Балансировать колесо с налипшей грязью – дохлый номер, да и при ремонте могут быть осложнения. Но мыть чистую или новую резину это явный развод.
- Смазка шпилек/болтов.
- Накачка “азотом”.
- Декоративное “чернение” боковин покрышек.
Итоги и выводы
Рекомендации просты: как и в любых договорных отношениях стоит уточнять все моменты заранее. Лучше сразу прямо спросить, что будет входить в итоговую сумму, чем тратить время и нервы потом.