Для новой Октавии предусмотрено 4 варианта силовых агрегатов и в каждом случае будет своя коробка:
- С двигателем 1.6 MPI EA211 (CWVA) мощностью 110 л.с. будет идти автоматическая 6-ступенчатая AQ160.
- С двигателем 1,4 TSI EA211 (CZDA) мощностью 150 л.с. возможно 2 варианта: механическая 6-ступенчатая MQ250 или автоматическая 8-ступенчатая AQ250.
- С двигателем 2,0 TSI EA888 (DKZA) мощностью 190 л.с. установят 7-ступенчатый робот DQ381.
1 и 3 вариант планируется запустить в производство в следующем году, для начала рассмотрим уже устанавливаемые на авто коробки.
AQ250
Это 8-ступенчатый гидромеханический автомат японской фирмы Айсин, выпускающийся. в основном. для моделей семейства ВАГ. Ранее со 150-сильным турбомотором стыковался робот ДСГ DQ200, распугивавший массу покупателей своими капризным и непредсказуемым характером.
Данный робот создавался на базе другого, DQ250, с целью уменьшить массо-габаритные показатели и приспособить DSG к более компактным автомобилям. Цель удалось достигнуть, вес уменьшили почти на 20 кг, но ценой существенного снижения ресурса коробки.
Пристрастие немцев к роботам объяснимо, КПД гидромеханических автоматов заведомо ниже чистой механики, то есть расход топлива в сопоставимых условиях будет выше. Но именно этот гидроавтомат благодаря своим 8 ступеням сравнялся по экономичности с механической коробкой, более того, в городском цикле даже чуть-чуть обогнал.
Технические характеристики Aisin AWF8:
Тип | гидроавтомат |
Количество передач | 8 |
Для привода | передний/полный |
Крутящий момент | до 350 Нм |
Объем масла в коробке | 7.0 л |
Замена масла | каждые 60 000 км* |
Замена фильтра | раз в 60 000 км |
Примерный ресурс | 250 000 км |
*- Примечание: в сервисной книге Октавии указано “проверка уровня и качества, при необходимости долив или замена” для обеих типов АКПП. Но японские источники рекомендуют для 8-ступенчатой проводить частичную замену масла каждые 20 000 км. Причина – данная коробка создавалась на базе и в корпусе 6-ступенчатой путем “уплотнения” и нагрузки в ней выше “родительской”.
Частично это подтверждается опытом американских водителей (в США модели VW с этой АКПП продаются с 2018 г.). Они отмечают в отзывах нарастание периодического шума из коробки по мере пробега и усиление дерганий при переключениях. Причем дилеры реагируют в духе: поломается на гарантии (там она 100 000 миль/160 000 км) – поменяем, а дальше – ваши проблемы.
Так что если планируется долгосрочная эксплуатация или относительно честная продажа, то на масле для АКПП экономить не стоит.
Устройство АКПП Aisin 8-Speed FWD:
(русский язык можно включить в субтитрах)
Примечательно, что 8-ступенчатая проигрывает 6-ступенчатой в динамике разгона, лишние ступени добавлялись только ради топливной экономичности.
MQ250
Эта коробка-механика хорошо известна нам территории постСССР, так как ставилась, среди прочих моделей ВАГ, и на Октавию предыдущего поколения с 1,8 литровым мотором. И именно на её базе разрабатывался ряд роботов ДСГ. Для неё характерны 2 группы дефектов:
Дефекты, связанные с недостаточной подачей масла к верхним точкам смазки при длительном движении с низкой скоростью (в пробках и т. д.).
Причина: ради экономии топлива немцы понизили объем, уровень и вязкость масла, а смазка в коробке осуществляется разбрызгиванием при вращении шестерен нижнего вала в масляной ванне. В итоге на трассе масла хватает, а при низкой скорости верхние узлы работают “на том, что осталось”.
Решение: увеличение объема масла с 1,9 л до 2,7 л и подбор оптимальной вязкости для своих условий движения.
Дефекты, связанные с ускоренным износом и разрушением дифференциала.
Причины две: ради удешевления производства немцы отказались от фрезеровки проточек на оси сателлитов, по которым масло попадало в пару трения ось-сателлит. В результате сателлит “прихватывает” на оси, она начинает вращаться относительно корпуса дифференциала, разрабатывает гнезда и выпадает, вплоть до фрезерования корпуса коробки.
Вторая причина – использование для стран третьего мира деталей “второй годности”, т. е. с предельными допусками и отсутствие необходимых при сборке регулировочных работ (ввиду их высокой трудоемкости).
В результате МКПП хотя и работоспособна, но значительные нагрузки резко снижают ресурс агрегата и бесперебойное функционирование после окончания гарантийного срока становится лотереей, с вероятностью выигрыша обратно пропорциональной активному стилю вождения.
Решение: умеренный, “пенсионерский” стиль управления автомобилем; переборка и регулировка КПП и дифференциала с доработкой некондиционных деталей.
Итоги и выводы
Производство современных автомобилей бюджетного сегмента, особенно для стран третьего мира, все больше ориентируется на максимальную экономию за счет снижения ресурса. Проще говоря, лишь бы гарантию отходили, а дальше пусть вынуждают владельца покупать новую машину.
Обе коробки из этого ряда – гарантию они отъездят, а дальше зависит от везения и владельца, динамичная езда приговорит их наверняка, с осторожной шансы на жизнь КПП имеют. В любом случае, надо понимать, что конструктивные запасы прочности у них далеки от идеала.