Среди расходных запчастей автомобиля тормозные колодки занимают особое место по важности. Немного найдется деталей, оказывающих такое же влияние на длину тормозного пути авто, а отсюда и безопасность движения. Рано или поздно, в зависимости от манеры вождения, вопрос замены тормозных колодок станет встанет перед любым владельцем авто. А вот тут начнутся проблемы.
Муки выбора
Дело в том, что на ту же Шкоду Октавия А7 представлены в прямом смысле слова сотни вариантов колодок от десятков производителей. Но и сама Шкода применяла при производстве машин различные колодки, отличающиеся по годам выпуска, двигателям и даже комплектациям, и они не взаимозаменяемы.
Есть разные способы решения проблемы:
- Самый простой и самый дорогой – отогнать машину на сервис.
- Скачать программы-каталоги типа ELSA или ETKA со всеми подробностями о своей машине. Минус способа – сравнительно новых авто там, скорее всего, не будет.
- Онлайн-каталоги типа erwin.de. Но доступ туда платный, 7 евро за полчаса и не факт, что за это время нужное найдется, а за сутки доступа надо платить уже 30 евро.
- Онлайн-магазины запчастей. Как правило, там есть форма выбора или менеджер сам найдет нужный товар. Одна беда, получите вы не то, что хотите, а то, что магазин хочет вам продать.
- Онлайн-каталоги производителей. Серьезные фирмы выкладывают все параметры своей продукции, сопровождая их подробными фото. Минус – надо иметь представление о своих колодках, в идеале – снять их, промерить и сфотографировать. При всей трудоемкости это самый надежный способ.
Номера по каталогу
Существуют также списки номеров деталей по каталогу, однако составители сами предупреждают, что все варианты предусмотреть нереально. Приведем некоторые примеры для Шкоды Октавии А7 применительно к тормозным колодкам.
Модификация | Передние, номер | Задние, номер |
1,4 TSI | 8V0698151 | 5Q0698451M |
1,8 TSI | 5Q0698151F | 7N0698451A до 02.11.2014 5Q0698451L после 02.11.2014 |
1,2 | 8V0698151 или 5Q0 698 151 C | 5Q0698451M |
1,6 | 8V0698151 | 5Q0698451M |
2,0 TDI | 8V0698151 | 5Q0698451M |
Полный список номеров расходников приведен на форуме Октавии Клуба
Есть и альтернативные варианты, для 1,4, передние:
- TRW GDB 1956;
- Meyle 025 256 8320;
- LYNXauto BD-8043.
задние:
- LYNXauto BD-1206;
- Meyle 025 209 6117;
- Bosch 0 986 494 923;
- Brembo P 85 020;
- TRW GDB 1330 “COTEC”.
Поиск по сайту производителя
Однако и знание каталожного номера не всегда помогает, ошибки не исключены. Надежнее сравнить с уже установленными визуально.
В частности, для Октавии 1,4 имеется 6 вариантов колодок, 2 вида на задний и 4 на передний мост.
- GDB1330, GDB1330DTE – для заднего моста, без датчика износа;
- GDB1956 – для переднего моста, с датчиком износа, в вариантах для тормозных дисков с диаметрами 312 и 288 мм;
- GDB2042, GDB2080 – для переднего моста, тормозные диски даиметром 272 и 276 мм.
Замена тормозных колодок
В самом процессе замены ничего принципиально сложного нет.
- Поддомкрачиваем и ставим машину на надежную опору. Снимаем колесо.
Работы с машиной, стоящей на домкрате, опасны! Приложив усилие, можно сдвинуть машину и она упадет с домкрата.
- Выкручиваем направляющую суппорта на раме.
- Отсоединяем крепление тормозного шланга и отводим его вбок.
- Отводим назад суппорт.
- Отсоединяем датчик износа от колодки и вынимаем их.
- Присоединяем датчик к новым колодкам и ставим их.
- Так как новые колодки толще старых, перед установкой суппорта потребуется вдвинуть поршень внутрь корпуса суппорта. Удобнее всего это сделать струбциной.
Перед этим открыть крышку бачка тормозной жидкости! В обратном случае поднявшийся уровень ТЖ сожмет воздух под крышкой и он либо сорвет крышку, либо вдавит поршень назад.
- Ставим назад суппорт и, предварительно смазав, закручиваем направляющие. Фиксируем ранее отведенный шланг.
- Выжимаем несколько раз педаль тормоза.
- Ставим на место колесо, снимаем авто с упоров, на пустой дороге проверяем работу тормозов.
Примечания к видео:
Показанный способ отвода поршня тормозного суппорта действительно выглядит проще, однако в случае наличия пыльника на поршне при таком методе есть шансы его повреждения.
Смазка поршня вопрос спорный. При наличии в конструкции пыльника специальная смазка (обычные смазки могут негативно воздействовать на манжеты поршня) скорее полезна, и не только уменьшением трения, но и защитой поршня от воздействия рассолов на дорогах в зимнее время.
Они интенсивно корродируют поршни, при этом усилия ноги при торможении хватает для перемещения слегка поржавевшего поршня, но растормаживается он уже не полностью и колодки могут касаться тормозного диска, создавая сопротивление вращению колес.
Если пыльник отсутствует то уменьшение трения быстро компенсируется налипанием на смазанную поверхность дорожной пыли и продуктов износа с тормозных колодок, действующих как абразив.
Итоги и выводы
Замена тормозных колодок один из доступных для самостоятельного выполнения видов обслуживания автомобиля, при этом экономится заметная сумма.